Воздушный город Чуфут-Кале

Воздушный город Чуфут-Кале

Крымское чудо

Большой ошибкой является отношение к Крыму только как к месту пляжного отдыха. Здесь можно набраться таких впечатлений, каких не встретишь и в дальних заморских странах. Буковые леса, прекрасные дворцы, морские бухты, большинство из которых можно обнаружить только с берега, мертвые города и опасные каньоны. Здесь сохранилось несколько пещерных городов, самым популярным среди которых является Чуфут-Кале. Глядя на этот город в скалах, трудно сказать, кто вложил сюда больше труда: человек или природа.

Точной даты происхождения города никто сказать не может да и не сможет. Считается, что первые поселенцы появились в VI веке. Этот горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, не мог не привлечь людей своей идеальной возможностью укрыться от врага. Самое первое название, дошедшее до нас – Фулла. Затем в VIII-IX веках он сал называться тюркским словом Кыркор – сорок крепостей. Это название идеально характеризовало этот неприступный город. Крепость в течение нескольких веков была надежным укрытием населения города и окрестных долин от нашествии гуннов, хазар, мадьяр, печенегов, половцев и других захватчиков.

Всего названий у города было довольно много. Фуллы, Кырк-Ор (сорок укреплений), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (крепость драгоценностей), Джуфт-Кале (двойная крепость) и Чуфт-Кале. Джуфт-Кале она стала называться из-за того, что караимы построили дополнительную Восточную оборонительную стену.

Спасительные стены ущелья Майрам-дере

Предполагается, что город был основан во времена правления византийского царя Ютениана I. Он стремился укрепить свое влияние в Крыму. Крепость была построена гото-аланами. Затем город захватили кыпчаки и назвали его Кырк-Ер. В 1299 году монгольский хан Ногай разграбил город. Затем это стал центр маленького княжества, подчинявшегося правителю Крымского Юрта Золотой Орды.

Легенда гласит, что монголы взяли город хитростью. Они собрали в одном месте все музыкальные инструменты и медную посуду и в течение трех суток имитировали звуки, которые были похожи на подготовку к штурму. Трое суток оборонявшиеся не смыкали глаз, а на четвертые не выдержали и уснули. Так монголы и вошли в сонный город. Затем Кыркор стал первой столицей Крымского ханства. Здесь до начала XVI века была резиденция Хаджи Девлет-Гирея и его сына Менгли-Гирея. Затем столицу перевели в Бахчисарай.

История без легенд, все равно что птица без крыльев

В это время родилась еще одна красивая легенда, подтверждением которой служит материальный памятник. В Кыр-Кор проживал грозный хан Тохтамыш. Люди боялись его грозного взгляда, а от одного слова, произнесенного чуть громче обычного, они становились заиками. Сердце стареющего владыки не знало ни жалости, ни любви. Как-то прибилась к его многочисленному гарему маленькая девочка-сирота Джаныке. Приглянулась она Тохтамышу, но для того, чтобы взять ее в жены она была слишком маленькой. Тогда он назвал ее своей дочерью. Ни в чем не знала отказа девочка, любой каприз ее исполнялся мгновенно. Но точила изнутри бедную девочку страшная болезнь, хотя никому и никогда она не жаловалась.

Монастырская звонница в городе-крепости Чуфут-Кале

Осадили как-то враги город. Прошло много времени и стали заканчиваться в городе продукты и вода. Люди умирали от жажды, но не сдавались. Враг выжидал. Тохтамыш, чтобы не тревожить дочь, сделал все, чтобы она ничего не знала об осаде. Но скоро девочка стала обращать внимание на то, что за стенами гарема ничего не стало слышно. Даже собаки перестали лаять. На все ее расспросы няньки молча пожимали плечами и молчали. Но однажды пробрался в гарем пастушок Али и рассказал все Джаныке. А еще он поведал ей, что знает место, где есть вода. Но чтобы попасть туда нужно пролезть сквозь узкую щель в скале, а это может сделать только тоненькая Джаныке.

Тогда они вдвоем отправились к этой пещере и всю ночь девочка таскала воду и передавала ее Али, а он относил ее к городскому водоему. На утро люди глазам своим не верили, колодец был полон живительной влаги. Возле колодца лежала мертвая Джанике, а у ее бездыханного тела рыдал маленький Али. Сердце маленькой девочки не выдержало и душа ее словно прекрасная птичка выпорхнула из тоненькой клеточки, а люди были спасены.

В Чуфут-Кале стоит прекрасно сохранившийся мавзолей Джаныке-Ханым. Это знаменитая правительница, предоставившая в свое время убежище Хаджи-Гирею, когда он воевал с золотоордынскими ханами. Она была женой могущественного хана Едигея, совершила хадж в Мекку и была очень почитаемой в мусульманском мире. В благодарность о ней сложено много легенд.

Хаджи-Гирей по достоинству оценил крепость и долины вокруг нее. Здесь он и устроил свою резиденцию, в которой мог укрываться от своих врагов.

Объятый камнем хоздвор

Структура города

Чуфут-Кале пещерная город-крепость недалеко от Бахчисарая. Когда столица была перенесена в Бахчисарай, Чуфут-Кала стала приходить в упадок, а в XIX веке ее оставили последние жители. В западной части города, которая ограждена средней стеной, хорошо сохранились высеченные в скалах пещеры, развалины мечети, мавзолей и культовые сооружения караимов - кенассы. В восточной части располагался монетный двор и жилые дома. После ухода татары поручили местным отказавшимся от Талмуда иудеям, которых называли караимы, присматривать за Кыркором. В результате постепенно татарский Кыркор стал иудейской небесной цитаделью Чуфут-Кала, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

Чуфут-Кале - хорошо сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья. Он возведен на плато с неприступными обрывами. Его северная, западная и восточные части совершенно недоступны из-за вертикальных обрывов, глубиной до 50 метров. Издали город напоминает птичьи гнезда на обрыве. Поэтому один из современников Пушкина назвал Чуфут-Кале воздушным городом. Хотя название «пещерная крепость» не совсем точное. Жители проживали в обычных домах, а в скалах делали пещеры для подсобных помещений. Но со временем дома разрушились, а пещеры остались, что и дало основание считать, что в них жили люди.

После завоевания города монголами все мужчины-воины были уничтожены, а женщины проданы в рабство. Монголы пошли дальше, оставив в городе гарнизон, а на востоке от крепостной стены поселили ремесленников-караимов, переселив их сюда из долины. Караимы пострили еще одну крепостную стену и 3 башни. Однако в силу отсутствия врагов и предприимчивости местных жителей Кырк-Ор в скором времени стал торгово-ремесленным центром Крыма. В XV он становится столицей независимого Крымского ханства и переименовывается в Кырк-Ер. Отсюда делал свои набеги на Золотую Орду Хаджи Гирей и здесь укрывался от нее. После падения Золотой Орды значение этой крепости стало слабеть.

Ворота Орта-Капу

Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов Бахчисарай и Чуфут-Кале были захвачены русскими войсками, которые разрушили крепость. В то время здесь в 227 домах проживало 1600 человек. Захватив Крым, русские сняли с караимов черту оседлости и разрешили им проживать в Бахчисарае. Чуфут-Кале сразу же опустел. С середины XIX века здесь проживала только одна семья Авраама Самуиловича Фирковича – историка и знатока древних рукописей. Он посвятил свою жизнь охране древних памятников, нанимал сторожей для их защиты от расхитителей. По руинам Чуфут-Кале бродили А. Грибоедов, В. Жуковский, А. Мицкевич, Леся Украинка, А. Толстой, А. Горький, И. Репин, В. Серов.

Площадь самого города небольшая - порядка 18 га. На плато ведет сохранившаяся старинная каменная извилистая дорога с глубоко пробитой колеей от повозок. Здесь хорошо сохранился дом Фирковича, два караимских молельных дома XIV-го века. Тут же развалины первой на Крымском полуострове типографии.

Самым древним памятником является крепостная стена, пересекающая мыс с юга на север. Она разделяет город на Старый и Новый. В ширину стена достигает 5 метров. Лицевая и внутренняя стороны стены выложены из хорошо подогнанных друг к другу камней. Внутри – битый камень, скрепленный известковым раствором. Для защиты от тарана был выкопан широкий ров. В одном месте кладка и цвет стены отличаются от остальных. Вероятно, именно здесь и прорвались войска Ногая. В городе был водопровод из гончарных труб. В одной из пещер имеется родник.

Средневековые пещеры Чуфут-Кале

В 2002 году при расчистке выдолбленного в известняке колодца были обнаружены надписи и рисунки, происхождение которых датируется IV веком. Тут же был обнаружен самый крупный клад средневековых монет.

Тюрьма для вельможных пленников

Чуфут-Кале известна еще и как подземная тюрьма, в которой томилось много высокопоставленных пленников. Здесь отбывали наказание литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий. Их участь разделили и послы Ивана Грозного Василий Грязной и Василий Айтемиров. В этой тюрьме три года провел князь Ромодановский при Петре I. 21 год провел в заключении русский воевода В. Шереметьев. Хан требовал за его освобождение Казань и Астрахань. Его продали родственникам, когда он стал немощным и слепым стариком. Из этой тюрьмы не было ни одного побега, отсюда либо освобождали, либо выносили тело. Эту тюрьму считали адом.

Знакомство с городом

Чтобы добраться сюда из Бахчисарая, нужно пройти полтора километра по каменистой дороге по балке Ашлама-Дере. Здесь сохранился мавзолей первых крымских ханов. Рядом здание медресе. Отсюда на расстоянии 500 метров Успенский монастырь. От него широкая лестница ведет к кладбищу и пещерной церкви. Прямо за монастырем Чуфут-Кале.

С городом следует знакомиться с Восточных ворот. Для этого нужно преодолеть подъем в верховью Иософатовой долины. Сразу за воротами большой бассейн, вырубленный в стене. Сюда собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и скота. Над проемом ворот висит мраморная плита с неразгаданной до сих пор надписью. Город имеет одну главную улицу, к которой примыкают поперечные.

Мавзолей Джаныке-Ханым

Все дома стояли впритык друг к другу, и были двухэтажными, а по плоским крышам шустрые мальцы могли быстро добраться в любую часть города. Все окна выходили во двор, который был огорожен высоким забором. В Старом городе сохранилась общественная площадь, в левой части которой каменный колодец, а справа – развалины мечети. Недалеко мавзолей Ненекеджан-Ханым.

За южной стеной стоят скалы с вырубленными в них в четыре ряда боевыми пещерами. Все они между собой соединены.

У мавзолея Джанике-Ханум плато обрывается и отсюда во всей своей красе предстают Крымские горы.

В город можно попасть и через южные малые ворота Кучук-Капу. Их считали потайными, так как увидеть их можно только подойдя к ним вплотную. К воротам примыкает стена с бойницами. Эти ворота играли роль ловушки. Подступ к ним прикрывала стена. Приближаясь к воротам, противник обнажал свой правый бок, так как щит он держал в левой руке. Поэтому он попадал под град стрел и камней. Установить у ворот таран нельзя: для него нет места. Но если неприятель и пробивал ворота, то сразу же попадал в вырубленный в скале узкий коридор. Здесь его ждали камни, кипяток и стрелы. Причем защитники были неуязвимы.

Город без реки, а вода была

Долгое время тайной оставалось снабжение города питьевой водой во время многочисленных осад. В 1998 году тайна была раскрыта. Была найдена огромная галерея длиной 108 метров, а шириной до 2,5 метров. Почти столько же они имела и в высоту. На стенах были план подземелья и фигурки людей. На 27-метровой глубине колодец значительно расширяется и виден винтообразный спуск, по которому можно дойти до резервуаров с водой. Они находятся на глубине 40 метров. Вода поступала сюда по трещинам в скале, однако сейчас они настолько заилены, что вода уже не поступает. Здесь на стенах обнаружены надписи, которые пока не поддаются расшифровке.

Молитвенный дом караимов (кенасса) в большом почете у туристов Чуфут-Кале

Библейский пейзаж стал местом спасения монахов

Здешний пейзаж Чуфут-Кале и Иосафатовой долины очень напоминает библейскую пустынность, скалы, камни. Это почувствовали художники. И. Крамской писал здесь этюды для своей картины «Христос в пустыне». Именно так изображалась Палестина.

Здесь же действующий Свято-Успенский мужской монастырь, дом со звонницей и небольшая часовня у святого источника. Убранство храма очень скромное, даже аскетичное. Монастырь образован в VIII-IX веках бежавшими из Византии монахами, которых в самой Византии стало так много, что приняло угрожающие размеры. Его не трогали многочисленные завоеватели, а затем при турках в XV веке здесь жил митрополит. Здесь хранится икона Богородицы.