Воплощенная в камне теория и религиозная практика махаяны

Воплощенная в камне теория и религиозная практика махаяны

Великое культовое архитектурное сооружение

Самое монументальное храмовое сооружение Южного полушария раскинулось в 42 километрах возле города Джокьякарта в Индонезии. Здесь равнина встречается с горами и на пологой вершине одного из холмов уже 1200 лет стоит храм. Имя этому памятнику архитектуры – Боробудур, что в переводе означает «гора собрания добродетелей десяти ступеней бодхисатвы».

В VII-VIII веках этот регион находился под сильным влиянием индийской культуры и буддизма. В эпоху династии Саилендара было начато строительство буддийско-индуистского храмового комплекса, ставшего по свей величине третьим в мире. По своим размерам он уступает только храмам Ангкор-Вата в Камбодже и Шведагона в Бирме. Но Боробудур не похож ни на один из памятников буддизма. Внешне он напоминает ступенчатую пирамиду. В его основании правильный квадрат, каждая сторона которого равна 120 метрам. Чтобы подняться на вершину требуется пройти по спирали несколько километров, с каждым витком поднимаясь на новую террасу. Это при условии, что высота памятника не превышает 40 метров.

Что собой представляет Боробудур

Храм Боробудур строился в течение 75 лет. Для этого потребовалось 15 тысяч рабочих,3 тысячи каменотесов и не меньше резчиков по камню. Замысел отражает буддийское мировоззрение. Это модель вселенной, как ее представляла буддийская космология. Пантеон богато иллюстрирован в строгом соответствии с буддийскими канонами и традициями. В каком-то смысле он представляет собой гигантский каменный учебник для посвященных, в котором отражены основы теории и практики религиозного учения.

Будда в ажурной ступе

Первая ступень – коридор, с одной стороны которого украшенные барельефами стены, а с другой – высокая балюстрада. Вы проходите по стодвадцатиметровой галерее, рассматривая барельефы, сворачиваете, и снова по такой же галерее другой стороны квадрата и так по всем четырем сторонам. И в каждой галерее барельефы ведут свой рассказ. На следующей ступени террасы уже короче и таким образом путешественник проходит 6 террас и коридоры заканчиваются. Вы прошли 5 километров. Впереди еще 3 террасы, но они уже круглые. На каждой из них решетчатые каменные купола, внутри которых статуи Будды. Пока Вы поднимитесь на вершину, пройдете мимо 72 статуй Будд. Положение его рук – поза мудра – каждый раз различное и символизирует основы буддийского учения. Если Вам удастся просунуть рук сквозь решетку и дотронуться до Будды, у Вас сбудется самое заветное желание.

Барельефы первых ярусов посвящены сценам из земной жизни Будды. Последующие ведут рассказ о жизненном пути святых-бодхисатов, посвятивших свои жизни поискам просветления. Скрытые за решетчатыми стенами ступ статуи Будд полностью можно увидеть только при высшей ступени постижения.

Множество барельефов посвящены иллюстрации эпических сказаний «Рамаяна» и «Махабхарата». Но есть и сцены из реальной жизни: полевые крестьянские работы, рыбаки в бурном море, сцены военных баталий, сцены на бытовые ситуации. Здесь множество фигур фантастических животных. Но они в основном украшают сточные желоба. Все вырезанные рельефы – совершенство скульптурной техники и в то же время имеют историческое значение, так как представляют собой документ своей эпохи. При этом, если идти по галерее и рассматривать барельефы в движении, то они оживают и кажется, что они сейчас заговорят. Все эти каменные изваяния замерли словно на мгновение и стоит только дать команду, как они продолжат свое движение. Поэтому принцесса, ради которой, согласно легенде, строился этот храм, была совершенно не права, заявив, что фигуры не живые. Поэтому ее имя в истории и не осталось.

Нижние террасы Боробудура

Центральный мотив храма

Основным мотивом Боробудура стала священная гора Меру, которая в древнеиндийской мифологии считалась центром мироздания. Основание комплекса призвано символизировать нижний мир, Землю. Оно представляет собой пять наложенных друг на друга и уменьшающихся каменных террас в форме квадрата. Все они окружены балюстрадами. Три круглые верхние террасы символизируют верхний или духовный мир. Среди 72 ступ есть центральная, золотая, ее диаметр 15 метров, а высота – 8 метров. Она символизирует золотую вершину горы Меру. Таким образом, посетители начинают свой путь от подножия, плавно поднимаются от «земли» к «небу». Если смотреть сверху, то строение напоминает анаграмму мироздания, которая объединяет Небо и Землю. А восхождение символизирует буддийское учение о священном пути.

Судьба храма

В Х веке памятник был заброшен в связи с распространением индуизма и стал разрушаться. Вскоре он был вообще забыт. Он стал зарастать кустарником, деревьями, засыпаться пеплом близлежащих вулканов. В начале XIX века голландские колонизаторы разобрали часть памятника для строительства своих сооружений. Затем сюда зачастили грабители, которые отрывали головы скульптур Будды и удачно продавали их. Только в 1971 году ЮНЕКО выделило более 50 миллионов долларов на реставрацию. Была проделана сложнейшая работа. 750 тысяч каменных деталей храмового комплекса были связаны между собой только каменными «замками», без всякого связующего материала. Было восстановлено полторы тысячи каменных барельефов, более 1200 декоративных барельефов, общая протяженность которых более 6 километров. Одних статуй Будды было 504. Храм был построен из андезита – мягкий и пористый камень вулканического происхождения. Он не очень устойчив к тропическим ливням, бактериям и лишайникам. Поэтому его обрабатывают современными химическими реактивами.

Живые барельефы украшают храм

Боробудур не имеет внутренних помещений со святилищем, которое обычно посвящается каким-нибудь богам. В связи с этим определение «храм» к Боробудуру не совсем корректно. Оно не соответствует общепринятым культовым сооружениям. Здесь нет и реликвария – помещения для хранения реликвий.

День рождения Будды или Просвещения

Самое чтимое и священное событие буддистов – день рождения Будды, или день Просвещения. Это действо могут посетить все желающие. Это очень красивый праздник, проводимый при полной луне в мае или июне. Буддийские священники по лунному календарю точно вычисляют эту дату. Процессии начинается в Candi Mendut, это храм меньшего чем Боробудур размера. Все участники продвигаются к храму Pawon. Они медленно проходят полторы мили и подходят в Боробудур. Мужчины-монахи босиком в одеждах цвета шафрана, женщины-монашки в белых сари несут зажженные свечи. Торжественное шествие сопровождается пением и молитвами. Затем несколько сот монахов окружают храм и ждут у центральной ступы появления луны. Она знаменует рождение Будды, что подтверждается песней монахов.

Загадка Боробудура

Храм расположен совсем не традиционно. Его построили не у подножия горы и не у места слияния рек. Чтобы разгадать ее нужно посмотреть на храм рано утром. Еще до рассвета здесь стоит густой туман. По мере того, как туман рассеивается, начинают проявляться контуры храма, которые становятся все четче и четче. Пелена тумана исчезает и появляется величественное зрелище. Скорее всего, это и легло в основание выбора места. Поэтому важный совет туристам: не посещайте этот храм днем. Не поленитесь, и придите сюда до рассвета. К тому же Вы будете в небольшом окружении истинных ценителей красоты. Для того, чтобы это было удобнее выполнить, следует выбрать тур, который организует комплекс Manohara Hotel Borobudur, расположенный внутри ограды. Здесь нет особых удобств в идее бассейна. Но хороший ужин, вид на закат и освещенный подсветкой храм Вам обеспечен. Кроме того, Вы экономите на входном билете 15 долларов, столько же на «рассветном» туре. Но здесь всего 30 номеров, поэтому о бронировании следует позаботиться пораньше.

Бассейн отеля "Сарасвати"

За оградой есть другой отель Saraswati Borobudur. Здесь цены значительно выше, от 100 долларов в сутки, но имеется бассейн. Но если Вы привыкли к роскошным номерам, то на Яве есть отель Amanjiwo в 4 километрах от храма – сутки – 1000 долларов.

Существует тайна «десятой террасы». Она случайно была обнаружена под землей. Здесь на стенах фундамента тоже высечены барельефы. Это полторы тысячи квадратных метров барельефов. Вначале это открытие объяснялось тем, что за долгое время храм осел и эти барельефы вместе с храмом ушли в землю. Но против этого объяснения не дает ответа на вопрос, зачем все барельефы были прикрыты каменными плитами. Но другие специалисты считают, что подземные барельефы символизируют загробную жизнь и поэтому скрыты от человеческих глаз. Любоваться этими барельефами могли только божественные существа. Поэтому сторонники этой точки зрения рекомендуют смотреть на храм сверху.

К Боробудуру проложено шоссе и если кто попадает на Яву, то в любом случае старается выделить время для посещения этого храма. Этот седой, спокойный храм уже второе тысячелетие держит в своих пленниках человечество.

Читать также